Главное здание МТУСИ

Оформление заголовкаЖивая боль фронтовикаОформление заголовкаОформление заголовка

Кавалер орденов Славы, Красной Звезды,
    Отечественной войны,
    боевых медалей
    Смолин Н.А.

 

 

В годы ВОВ я воевал в качестве командира орудия 61 Отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 5 Орловской стрелковой дивизии 3 ударной армии Горбатова 1 Белорусского фронта Рокоссовского, Жукова. Таким образом, моя военная биография была в центре событий ВОВ, ибо Белоруссия была плацдармом для наступления на Москву, она же, Белоруссия, стала и плацдармом наступления на Берлин.

Великая Отечественная война имеет непреходящее значение, как по масштабам, так и по политическим целям и последствиям. В истории мировой цивилизации подобных войн не было. В результате победы советского народа в ВОВ был разгромлен фашизм, человечество было избавлено от вандализма.

В этой статье я предусматриваю не касаться политических аспектов войны. Настало время, и давно уже настало, поговорить о нравственных аспектах ВОВ и ее влияния на воспитание народа, особенно молодежи.

ВОВ - это массовый героизм народа, от мала до велика. Восьмилетний мальчишка стоял у станка, вытачивая снаряды, а десятилетний садился за трактор, чтобы пахать целину, восьмилетние девчонки работали на заводах, взрослые девушки вместе с нами ломали хребет фашизму.

Вся эта молодая гвардия бойцов трудового фронта совершила величайший исторический подвиг: в невиданных до сели сроки восстановили разрушенное войной народное хозяйство страны, создали уникальные шедевры мировой культуры, построили Волго-донской канал, Сталинградскую, Куйбышевскую, Саяно-Шушенскую ГРЭС, атомные электростанции.

Такого трудового подвигa не знает ни один народ мира.

Этот фактор имеет непреходящее значение для трудового воспитания народа.

Великая Отечественная война, родившая, массовый героизм народа, имеет неоценимое значение для воспитания высоких морально-боевых, патриотических качеств народа, особенно молодежи на века.

К сожалению к пропаганде истории и уроков Великой Отечественной войны привлекаются люди, которые не знают что такое война, не чувствовали ее гари и пороха, вызывая живую боль за ее освещение.

Дело доходит до того, что в войну мы воевали за синий платочек, что победа в войне достигнута большой кровью. Да пролито человечеством во Второй мировой войне много крови. Но пролита она по вине империализма. Фашизм несет полную ответственность за истребление людей в крематориях, массовых расстрелах, полное истребление деревень с их жителями. Если же сопоставить только данные потерь на полях сражений, то фашизм потерял их не меньше.

Утверждают, что победа в войне достигнута под стволами винтовок и автоматов. Это умышленное извращение войны и носит заказной характер.

В 1941 году, когда было массовое отступление КА, это было совершенно по-другому (см. К. Симонов «Дни и ночи»).

Я ни разу не видел сзади себя заградительные отряды, тем более мне никогда на переднем крае не смотрели в спину стволы винтовок и автоматов. Речь видимо идет о приказе №227 («Ни шагу назад»), - приказ Народного комиссара обороны Союза ССР Сталина от 28 июля 1942г. Главное в этом приказе не создание заградительных отрядов, а ответственность за самовольное оставление боевых позиций. Приказом №227 в этом случае предусматривалось наказание любого военнослужащего от солдат до генерала преданию суду Военного Трибунала, либо расстрел на месте. Это был судьбоносный Приказ. Если бы не было этого приказа, не исключена возможность, что нам пришлось бы воевать в районе Оренбурга.

В народе никогда не утрачивалась вера в победу. Даже в судьбоносный 1941, когда обстановка на фронте складывалась с большим преимуществом для немцев, не только по внутренним причинам, но и международным, народ верил в победу, армия наносила ощутимые контрудары противнику, наступательный дух не был утрачен временными неудачами. Соотечественники, читайте дневники прославленных фашистских генералов Фон Бока, Гальдера, фельдмаршала Манштейна и Вы убедитесь, какой высокий моральный и наступательный дух они признавали у солдат и генералов Красной Армии. Брестская крепость остаётся символом стойкости и веры в победу на века.

Сегодня нам не скажут, что высокий наступательный дух КА, особенно после победы в Орловско-Курском сражении заставил Союзников в 1944г открыть второй фронт, чтобы КА самостоятельно не разгромила фашизм в Европе и не вышла к берегам Бискайского залива. Не скажут нам и другое. Когда Гитлер, перебросив из-под Балатона (Венгрия) 6 танковую армию под Ардены (Бельгия) и погнал 1 и 2 английскую и американскую армии в Дюнкерк - туда, куда они летом 1944г высадились с туманного Альбиона, Черчилль запросил помощи у Сталина. Верховный Главнокомандующий отдает приказ перенести наступление войск КА с Сандомирского плацдарма (Висла) с 25 января на 12 января 1945г. 1 и 2 армии Англии и США были спасены от разгрома. Вот Вам, дорогие соотечественники, нравственное лицо КА, которая в годы суровой войны никогда на территории сопредельных государств не проводила карательных мероприятий против мирных граждан. Приказом Верховного Главнокомандующего (а я его слушал в прифронтовом лесу, на границе с Польшей, когда командующий 3 ударной армии генерал Горбатов зачитывал его войскам) приписывалось оказывать всяческую помощь мирному населению, в том числе и материальную. Я, как фронтовик, заявляю вам, соотечественники, что у большинства народов Европы КА получала гостеприимную встречу.

О войне должен и обязан говорить ее участник, видавший ее гарь и порох, растерзанных танками и снарядами и минами людей. В своей практике я похоронил десятки батарейцев. Приходилось даже хоронить во время боя. «Звезда стоит на месте том и рядом тополь для приметы».

Соотечественники, я вам заявляю, что все мы там были заряжены на высокий наступательный дух и жажду победы.

В годы войны я выполнял еще и дополнительную обязанность - внештатного секретаря комсомольской организации части.

Перед операцией «Багратион» (21.06.44.), эдак числа 19 июня, я открыл очередной номер «Комсомольской правды», в которой в годы войны была рубрика: «Письма из немецкой неволи» и обратил внимание на письмо шестнадцатилетней девушки, которая писала о надругательствах, истязаниях над ней оккупационных властей. Письмо это тронуло меня до слез. Я собрал комсомольский актив части. Письмо начиналось словами А.С. Пушкина: «Ужель умру, не ведая, что радость. Зачем же жизнь дана мне от богов», и далее ужасные картины издевательства.

Когда я закончил, Миша Чубаров (мой замковый) встал и сказал - «Ну, фриц, погоди». Солдаты поднялись и дали салют в прифронтовом лесу в честь этой девушки.

А чрез три дня мы вместе с нашей пехотой были уже в рукопашной схватке с немцами, хотя мы не должны были участвовать в этом. Но нас было не удержать. Когда уже немцы стали убегать из окопов, в лесу вдруг появился наш водитель с ручным пулеметом Виктор Афанасьев: «Коля, - обратился он ко мне, - ты положи мне пулемет на плечо, будем бежать, а ты будешь стрелять». Мы так и сделали. Немцы не ушли.

Вот Вам, товарищи преподаватели, и сила слова.

Уже после войны, прослеживая в сознании свои роковые бои, остановился на одном из них и подумал: сколько же надо было воли и веры, чтобы выиграть этот неравный бой.

В конце августа 1944г (уже в Польше) батарею выбросили на опасный танковый участок: вдоль деревни длинною примерно 800м проходила шоссейная дорога с жестким покрытием шириной до 9м с глубокими кюветами, удобная для танковой атаки наших войск. Слева от дороги был редкий молодой лес. Занимать позиции пришлось ночью, ибо передний край немцев находился в 50м и мы слышали немецкую болтовню, когда очень осторожно рыли окопы под личный состав и пушки. Только утром, в темноте, поставили орудия в окопы и замаскировали их. Три дня и три ночи, точно в гробу, лежали в окопах. Пищу принимали только ночью.

Поступил приказ: разведать дорогу и прилежащую к ней местность с целью установить, не сосредотачивает ли противник танки и живую силу для нанесения флангового удара слева. Справа изнурительные бои шли уже в течение недели. Горело все - танки, самолеты, машины. Солнце закрыто было дымовой завесой.

Командир батареи лейтенант Ляхович приказал: «Коля, возьмешь рядового Рябинина, из армии (3 ударная) прислали радиста. Разведать дорогу и прилегающую к ней местность. Экипировка: два круглых диска на ремне, противотанковая граната, граната Ф-1, один круглый диск в стволе».

Переходили передний край немцев днем, около 12 часов. Оказалось, что немцы покинули его накануне. На переднем крае его лишь обнаружили стул из-под пианино, врытый в вырытый внутри траншеи уступ для кругового обстрела наших позиций.

Шли вдоль дороги гуськом: я первый, Сережа Рябинин вторым, Дима - радист армии - третий. Договорились: в случае боя один отходит, двое принимают бой и так по очереди.  Я был уже перед двухэтажным домом, последним домом деревни, Сережа Рябинин кричит мне: - «Коля вернись. Старик что-то говорит». Не подозревая, мы фактически шли в плен, если бы не этот польский старик. Низкий ему поклон.

Вернулся. С обочины даже не сошел. Кюветы были единственным нашим спасением. Старик из окна дома показал мне 3 пальца. Я сказал: - «Хлопцы, в третьем двухэтажном доме немцы. В кюветы и действовать по плану». Из двухэтажного дома застрочили пулеметы. Как меня вынесло, что я оказался между двухэтажным домом и другим саманным с изгородью в метр высотой, до сего времени не могу понять. Бежал змейкой и вижу, как от пуль отваливаются саманные куски стены дома. Упал. Нужны были секунды на раздумье. Подниматься нельзя. И я решил на руках оттолкнуться и перепрыгнуть ограду. И был таков. Я обыграл смерть. 

Когда мы расположились для боя в кюветах, вышли немцы и под прикрытием пулеметов шли на нас. Я посоветовался с ребятами: будем вызывать огонь на себя, чтобы не попасть в плен, осколки наших снарядов в этих глубоких кюветах нас не достанут? Но мудрый пехотинец Дима - радист, старше нас лет на десять, когда мы запросили огонь и получили ответ: «ваши координаты?» дал координаты двухэтажного дома, откуда строчили пулеметы. Через минуту дом разлетелся вдребезги. Осколки массированного огня долетали и до нас, одновременно поражая немцев. Немцы испугались и побежали, кто в лес, кто в деревню, некоторых мы прикончили. Через пять минут мы уже втроем, в рост, стояли на дороге с опущенными стволами.

И здесь я увидел выходящую из сарая, примерно девятнадцати лет медсестру, на которой висел солдат с перевязанной головой. Каюсь до сего времени, что не спросил ее фамилию. Она неделю в 400м от переднего края, в тылу у немцев, скрывала нашего солдата. ЭТО ПОДВИГ.

Как весь массовый героизм армии в Отечественную, он был совершен по причинам глубокой убежденности в правоте нашего дела. Идейная убежденность всегда была и будет становым хребтом для подвига, в какую бы историческую эпоху он не совершался (см. И. Войнич «Овод», А. Толстой «Хождение по мукам», Н. Островский «Как закалялась сталь»).

По моему опыту «смерть» на фронте - это бытовое явление, ибо каждый солдат знал, что он в любую минуту может быть убит, ранен, контужен. Когда ты вступаешь в бой, то «смерть» остается вне сознания, ибо в этот момент все внимание обращено на победу над врагом. Это моя точка зрения, сформировавшаяся за годы войны.

На фронте взаимоотношения людей определяются только как отношения взаимопонимания и взаимопомощи. В этом сила отдельного коллектива и армии в целом.

Было у нас 32 девушки. Я приказал систематически устраивать им ширмы из солдатских плащ-накидок, заносить горячую и холодную воду, что бы они, как позволит фронтовая жизнь, мылись. Сколько радости они получили за эту заботу. Так выстраивались джентльменские чистые отношения между солдатами и девушками-солдатками, переросшие в заботу солдат за безопасность девчонок в бою. Я сам неоднократно слышал: «Куда лезешь? (когда девчонка с карабином за спиной по-пластунски на переднем крае ползла исправлять неисправную связь). Вернись, обратно в окоп. Я сам устраню неисправность». Вот такими мы были фронтовики Отечественной.

А однажды был совсем курьёзный случай.

Батарея попала под ураганный минометный обстрел. Своеобразие мин было таковым, что они, касаясь верхушек деревьев, разрывались, поражая осколками всю окружающую местность. Доставали даже в окопе. Все были в окопах. Один солдат, спрятавшийся за щит пушки, кричит: «Коля, рядом Катя». Посмотрел. Она стоит невозмутимая, ни тени испуга на лице. Я схватил её, бросил в окоп и прыгнул на нее. Все обошлось благополучно.

Где ты, наша дюймовочка, Катя Сударева? Отзовись.

Где Вы: Сережа Рябинин, Миша Чубаров, Сережа Трофимец, Андрей Сомик, Виктор Афанасьев. Это говорю с вами я - Коля, ваш комсорг и знаменосец. Друзья по братству боевому, вспомните лихое время. Дайте о себе знать. Помните, сколько из одного котелка, повторяю: из одного котелка, мы, лежа вместе за щитом пушки, на переднем крае, съели каши. А однажды весом до килограмма перед котелком, еще дымящийся упал осколок от разорвавшегося снаряда. А ты, арбатский вор, Витя, прости - это любя, всегда тщательно облизывал ложку и прятал её в карман, точно боевое оружие.

Подвиг народа, давший массовый героизм во имя своей Отчизны не должен забываться в веках. Да пусть осенит их подвиг на формирование у народа, особенно молодежи высоких морально-боевых качеств, высоких трудовых навыков, освоения знаний, высоких нравственных принципов во имя добра против зла.

Война это не только готовность личности к защите Родины, но и воспитание её, прежде всего нравственное. Я сказал это скромно. А, по большому счёту – это вся её жизнь.

На войну человек приходит рядовым. А выходит из неё Человеком с большой буквы.

Образы героев войны в любой аудитории нельзя превращать в иконы. О героях ВОВ нужно говорить постоянно, ибо этот подвиг совершался во имя идеи, во имя народа. Говорить нужно так, чтобы эта звезда блестела, как она блестела на фронте.

С проблемой воспитания, о которой в большинстве случаев я говорю в этой статье, связана роль семьи в обществе. Российская семья, основанная на бескорыстной любви супругов, рождает любовь и уважение к ним их детей. Девица или парень, воспитанные в семейных традициях, твердо знают, что создавать новую семью они будут не по расчету, а по любви, скрепленную либо религиозным, либо светским ритуалом. Такая здоровая семья всегда была социальной опорой государства откуда черпались здоровые трудовые кадры и формировался патриотизм. История российской боевой славы нам показала, что здоровая семья общества является составной частью боевой славы народа. (Читай Л.Толстого «Война и мир»).

Отечественная война с фашизмом показала, что советская семья, воспитанная на принципах советской морали, дала нам массовый героизм на фронте и трудовой подвиг в тылу.

Сегодня, когда жизнь вошла в систему прагматизма, встречаешься с фактами, от которых сердце кровью обливается. Миллионы бездомных девочек и мальчиков живут по подвалам, употребляют наркотики, десятилетние девочки становятся проститутками, растет молодой бандитизм. Значительная часть этих брошенных на произвол судьбы детей, являются жертвами браков по расчету, так называемых гражданских браков (браков без рода и без племени), снижается грамотность, народонаселение. Это же трагедия нации. Это признает официальная власть в стране. Все они знают, что определяющим условием развития общества является производство (производительные силы). И, тем не менее, деньги, необходимые для развития производства, вывозятся за границу. Непреднамеренно ли это делается? Спрашивается: возможна ли при такой политике нормальная материальная, духовная и социальная жизнь народа? В свое время железный Феликс собрал бездомных детей и послал их учиться и работать за счет государства. Многие из них стали летчиками, многие мореплавателями, освоившими Северно-Ледовитый океан, многие строителями, многие кадровыми военными, вместе со своим народом, ломавшим хребет немецкому зверю. Многие стали учеными, академиками вместе со своим народом, превратившим лапотную Россию в Космическую.

Именно это поколение советских людей создали в стране индустриальную базу, ставшую экономической основой разгрома фашизма.

Я был удивлен, когда узнал, что из воспитательной работы (а, она, по-моему, является образом жизни человечества, потому что другого пути не существует, чтобы формировать смену поколений) и учебного процесса изъят ее краеугольный камень – институт кураторов.

Образование и воспитание находятся в диалектическом единстве, взаимосвязаны друг с другом говорил К.Д. Ушинский.

Школа всегда была предметом особой заботы государства и народа любой нации. Живую боль вызывает, когда встречаешься с фактами недофинансирования школ (образования в целом), перевода их на платное обучение. Фактически к образованию будет объективно допускаться элитный слой народа. А что народ?

В 1940г. я учился во 10-б классе школы №5 им. М. Горького в г. Астрахани. В коллективе из 25 человек выделялась одна девочка - Таня Субботина: это был огонь: «И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Притягательная по своей внешности и натура она еще далеко не порвала с детством. На переменах била ребят, девочек. Она так забавлялась. Зла в себе не носила. Она была в числе семнадцати учеников из класса, которые закончили школу на отлично.

Классный руководитель (институт кураторов) Елена Павловна Непряхина, всегда тихая, обаятельная женщина, уже с проседью в висках, решила собрать классное собрание и обсудить поведение Тани. Она встала перед классом и сказала: «На повестке дня один вопрос: поведение Тани Субботиной!».

В своей речи она не затронула ни одной положительной черты Тани, а лишь сказала: «Таня, что ты как средневековый рыцарь на перемене бьешь мальчиков и девочек. Мы понимаем, что ты это делаешь не зло. Но ты мешаешь классу учиться. Таня, ты такая привлекательная девочка, пора бы тебе знать, что Проспьер Мериме сказал: «Кавалер - честь дамы - зависит от Вашей скромности». И закончила. А затем она обратилась к классу: - «Береги честь смолоду». Помните слова мудрого А.С. Пушкина. Это же манифест человечества. Он должен висеть в каждом классе, школе, институте, библиотеках, музеях, во всех просветительных учреждениях». Таня вышла к столу со своей сумкой, извинилась перед классом и ушла. Два дня ее не было в школе. На второй день, когда Таня не пришла в школу, Елена Павловна пришла к ней домой и встретилась с родителями.

Таня пришла в школу такой же веселой, с теми же острыми и жгучими глазами, но детство кануло в Лету.

Рядом с Еленой Павловной Непряхиной учил нас ещё один мудрый учитель – учитель математики – Сергей Васильевич Селезнев. Здесь, кстати сказать, что Елена Павловна периодически посещала занятия нашей группы у других учителей. Ведя будничную работу по математике, он давал нам на дом решать высокой степени трудности задачи. Ночами мы их решали. Придя в класс, сверяли варианты и ответы. Вмешивался в эту работу и Сергей Васильевич. Смутно, но помню, что отношение учеников к другим наукам стало возрастать. Уже после войны, вспоминая школьные годы, я пришел к выводу, что Сергей Васильевич преследовал цель, хотя об этом никогда не говорил, чтобы мы сами дошли до понимания, что человек формируется в знаниях. Пусть земля будет ему пухом.

Вот что такое классный руководитель (куратор).

Долго я искал Таню. Не нашел. Она, видимо, как и большинство наших сверстников была на войне. И в роковую минуту предпочла смерть во имя счастливого будущего нового поколения. Слава тебе, Таня! Ты по-другому и не могла поступить.

У истоков цивилизации стояла первая учительница. Но учитель, на мой взгляд, это не профессия - это образ жизни, когда человек всю жизнь учится и всю жизнь отдает. Учитель - ответственен, прежде всего, не перед государством, а перед народом за воспитание молодого поколения. Каким будет молодое поколение, такими мы будем все с вами. Эту аксиому еще никто не опроверг. Нужно на планете поставить учителю памятник из золота высшей пробы. Каждый, кто проходит мимо, обязан снять шляпу и преклонить колено. Честь и слава мудрым наставникам человечества.